Сайт художника Юрия Гусева Мир глазами художника т. +79651130531

Критические статьи

***

 Владимир Кошаев

Судьба художника – его творческий путь. Можно работы, выполненные в разные годы, разложить и наметить «линии развития» творчества, сообразуясь с событиями, которые происходили в стране, и с общим художественным процессом, местом работы, базовым профилем образования, фактами биографии. Однако в случае с Юрием Гусевым это не получается, так как он то и дело, в особенности в ранние периоды творчества, опрокидывает собственную «линию» эволюции, показывая вначале безупречную реалистическую, и в рамках ее импрессионистическую манеру, вполне завершенную в графическом этюде «Обнаженная» (1960), а затем, по особенному, по «гусевски» экспрессивно и независимо создает пространственно-экспериментальные, динамически стремительные композиции в шелкографии. В «Тени от цветка» (1960) он формирует глубинность пространства активной перспективой подоконника с тенью от вазы, и «цветком-тенью», который воспринимается как внематериальная проекция, может быть как отражение жеста руки девушки, фигура которой упруго-экспрессивна. Уже и здесь мы поддаемся ритмическому очарованию линий, складок, контуров предметов, соединение которых смело и надежно. Но только эта экспериментальная линия по дате создания работы напоминает об интересе к абстрактной метафоре 60-х, как вдруг «рабица» остей в шелкогрфии «Третья мировая уничтожит все» (1961), выступающая из черного фона, выдает жгучий напряженный интерес художника к этическим проблемам, который позднее расцветет и уточнится в разных вариантах его работ и серий, в особенности по мотивам ветхозаветных и евангелических преданий.

Подробнее...